РОБЕРТ ШТОЛЬЦ

 

РОБЕРТ ШТОЛЬЦ

РОБЕРТ ШТОЛЬЦ, ИЛИ ГИМН ФИЛАТЕЛИИ

 

Композиторы-филателисты создали уже нема­ло песен и маршей, посвященных филателии. Их нередко можно услышать на филателистических выставках в Праге и Люксембурге, Париже и Вене. Весьма популярен «Филателистический вальс» композитора Роберта Штольца. Композитор считал филателию одним из самых прекрасных увлечений, наводящим мосты между народами и поколениями. В честь Роберта Штольца выпущены марки в Австрии. Западном Берлине, Бельгии, Сан-Марино, Парагвае. За последние 40 лет почта во многих концах планеты применила более 80 специальных штемпелей, посвященных композитору и его произведениям.

 

Во многих филателистических журналах опубликован ряд материалов о Роберте Штольце, его увлечении коллекционированием марок, «Филателистическом вальсе» и др. У себя на родине композитор удостоился особой чести: кроме марки, посвященной его оперетте, при жизни Штольца издана и марка с его портретом. Это из ряда вон выходящий случай, ведь австрийская почта вот уже несколько десятилетий неукоснительно при­держивается правила не посвящать марки здравствующим людям. Исключение делалось лишь дважды: для австрийского президента и для Роберта Штольца. В Вене и родном городе композитора Граце открыты мемориальные музеи Штольца.

Можно было бы долго рассказывать о жизни этого популярного композитора и страстного собирателя марок, но лучше привести его собственные слова из интересной книги «Весь мир небесно-голубой», которую он написал в соавторстве со своей женой Эйнци Штольц:

«С малых лет мать обучала меня игре на рояле и пробуждала меня заниматься в свободное время чем-либо, что расширяло бы мой кругозор. С этим связано и мое воспоминание об Иоганнесе Брамсе. Знаменитый композитор Иоганнес Брамс получал письма со всего мира: от друзей-музыкантов, композиторов-любителей, искавших его совета, и от юных талантов, каким был и Антонин Дворжак, которые представляли на суд свои работы. В отдельные месяцы он получал по пятьдесят таких писем. Когда мне было шесть лет, Брамс подарил мне пачку конвертов с различными марками, на которых были портреты королей, ко­ролев, государственные гербы и герои. Это было приключением, в один момент захватившим и очаровавшим меня. Впервые мне открылся мир, удаленный от Граца и Вены. Мать поощряла мое увлечение, а отец, имевший в те времена большую коллекцию редких писем и рукописей, когда я подрос, посвятил меня в способы коллекциониро­вания.

В трудные годы второй мировой войны, к сожалению, пропали мои первые альбомы марок вместе с отцовскими редкими рукописями Бетхове­на, Брамса и других маэстро. С тех пор я снова настойчиво и воодушевленно собираю почтовые марки. Но незабываемой для меня всегда была и останется первая коллекция, основу которой заложил великий Иоганнес Брамс.

В 1970 г. к моему 90-летию австрийская почта позаботилась о самой драгоценной жемчужине моей коллекции: издала памятную марку, посвященную моему известнейшему произведению — оперетте «Два сердца в три четверти такта», и таким образом впервые отметила живущего человека искусства. Это было одним из самых прекрасных мгновений моей жиз­ни. В день издания, 11.09.1970, применялся спе­циальный штемпель с моим портретом, а двумя ме­сяцами позже, когда меня провозгласили Почет­ным гражданином Граца, применялся другой штем­пель. Это вдохновило меня посвятить филатели­стам всего мира вальс, который исполняют при различных филателистических событиях. В нем объединились моя любовь к этому пленительному хобби с моей первой любовью — музыкой, на которые оказала большое влияние моя дружба с Иоганнесом Брамсом».

В мае 1975 г. было oтмечено 95-летие автора «Филателистического вальса», снова применялось спецгашение, но уже гасилась марка 1973 г., выпущенная в честь этого вальса с его начальными нотами под портретом композитора. А 27 июня того же года Роберт Штольц скончался.

Существует ряд клубов поклонников Штольца, создан фонд его имени. Эйнци Штольц учредила премию Роберта Штольца, которая ежегодно присуждается за лучшую марку музыкальной тематики. Ее определяет международное жюри под председательством выдающегося скрипача Иегуди Менухина. С 1981 г. удостоены этой премии художники И. И. Ладу (Франция), Э. Ласак (Монако), проф. А. Пилх (Австрия), Ч. Сланя (Швеция), М. Готтшалль (ГДР), Пьеретта Ламберт (Монако) и др.